Пушечные порты
Одним из главных посылов к дальнейшему совершенствованию корабельной артиллерии стало изобретение такой на первый взгляд простой конструкции, как пушечный порт. Казалось бы, чего проще — проруби в борту корабля дыру и сделай к ней поднимающуюся крышку. Однако появились первые пушечные порты только около 1500 года.
Есть и предполагаемый автор изобретения — французский кораблестроитель Дешарж из Бреста. Считается, что именно он впервые применил такую конструкцию на большом военном корабле «Шарент», построенном в годы правления Людовика XII. Причем корабль имел, кроме малых пушек, еще и 14 больших орудий, установленных на мощных колесных лафетах. Вскоре к нему присоединился однотипный корабль, названный «Ла Кордельер».
Пушечный (орудийный) порт — это отверстие, имевшее квадратную (или близкую к таковой) форму и вырубавшееся в бортах кораблей, а также в носовой и кормовой частях. В последние обычно ставили орудия, снятые с ближних бортовых портов той же артиллерийской палубы. Делали пушечные порты и в фальшборте — для стрельбы из орудий, размещаемых на верхней, открытой, палубе, но в этом случае они могли быть без крышек и именовались полупортами.
|
|
Орудийные порты флагманского английского линейного корабля "Victory"
|
Орудийная палуба линейного корабля "Victory" вид изнутри |
Орудийные порты, представляют собой почти квадратные отверстия, вырезанные в бортах. Порты первой, второй и третьей батарей были расположены в шахматном порядке. В фор- и ахтер-кастслях имелись орудийные порты для орудий меньшего калибра, в носовой части — порты для погонных орудий, снятых с бортовых батарей для обстрела преследуемого противника, а в кормовой части - ретирадные порты для орудий, используемых при защите от преследующего противника.Орудийные крышки портов, которые наглухо их закрывали, (рис. a—d), изготовляли из толстых досок и покрывали попе-рек более тонкими досками. Сверху крышки подвешивали на шарнирах. Открывали их изнутри при помощи порт-драйрепов — тросов, концы которых были заделаны в рымах на внешней стороне крышки, затем проходили через два отверстия в борту над портом и огонами закрепились на небольших порт-талях (рис. d). Закрывали крышки с помощью другого конца - порт-шкентеля, прикрепленного к рымуна внутренней стороне крышки (рис. h). В XVIII в. крышки портов устанавливали на портах нижней батареи, а на второй и третьей батареях иногда применяли так называемые фальшпорт-крышки (рис. е).
Они состояли из двух рядов еловых досок, поставленных поперек друг на друга, и не имели шарниров: вставляли их в порты подобно рамам.
|
|
Орудийные порты и их крышки: а - XVII в.; b - крышка из двух полу пор портиков XVIII в.; с, d - XVIII в.; е - фальш-порткрышка; i - орудийный порт со стеклянной рамой; XVIII XIX вн.: g - крышка порта из двух горизонтальных полупортиков; h - детали шарнирного соединении и порт-тали. |
В середине крышки было прорезано отверстие для ствола орудия. По краям отверстия находился манжет из тированной парусины, который обхватывал ствол и препятствовал проникновению воды внутрь судна.
В конце XVIII в. порты верхней батареи стали закрывать двумя горизонтальными полукрышками - полупортиками (рис. g), вращавшимися на шарнирах; в середине полупортиков имелись полукруглые вырезы для ствола орудия. Изнутри крышки портов, как и лафеты, красили в красный цвет. В конце XVIII в. борта судов красили белыми и черными горизонтальными полосами, лафеты орудий - в черный и крышки портов — в белый цвет. До середины XVIII в. большую часть орудий делали из бронзы, железные красили черной краской. В разные времена внешнюю сторону портов украшали по-разному. В конце XVIII в. порты верхней батареи стали закрывать двумя горизонтальными полукрышками - полупортиками (рис. 512, g), вр щавшимися на шарнирах; в середине полупортиков имелись полукруглые вырезы для ствола орудия.
Изнутри крышки портов, как и лафеты, красили в красный цвет. В конце XVIII в. борта судов красили белыми и черными горизонтальными полосами, лафеты орудий - в черный и крышки портов — в белый цвет. До середины XVIII в. большую часть орудий делали из бронзы, железные красили черной краской. В разные времена внешнюю сторону портов украшали по-разному.
Артиллерийские палубы
Отныне на кораблях стали сооружать специальные артиллерийские палубы, получившие название «дек» (от английского deck — «палуба»). Соответственно, корабли с несколькими артиллерийскими палубами стали именоваться двух- и трехдечными. Причем верхняя, открытая, палуба, на которой устанавливались орудия так называемой открытой батареи, в расчет не бралась. Таким образом, двухдечный боевой корабль — это корабль, имевший две артиллерийские палубы, расположенные ниже верхней палубы.
|
|
Расположение орудий на палубе 17 пушечного французского фрегата |
Расположение палуб на линейном корабле "Neptune" 1683 год |
Каждая артиллерийская палуба носила свое собственное название: самая нижняя именовалась гондек (она была на всех без исключения боевых кораблях), над ней снизу вверх шли мидельдек и опердек и только затем уже открытая палуба. На двухдечном корабле отсутствовал опердек, а на фрегатах, корветах и бригах уже не было ни мидельдека, ни опердека. Кроме того, в отличие от фрегата, на более «мелких» корветах и бригах уже не было и орлопдека (самая нижняя палуба на больших кораблях, над трюмом) и расположенного на нем кубрика — помещения, где на ночь развешивались подвесные койки и отдыхала команда.
|