21:28 | Вторник 2024 | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Выход на берег | Вход на палубу | Вы вошли как Салага | РЕГИСТРАЦИЯ | Группа | RSS



Категории
Корпус [0]
Судовой инвентарь [0]
Парусное вооружение [5]
Военное оснащение [6]
Дельные вещи [0]
Флаги и вымпелы [0]

Меню сайта

Казна сайта
Если понравился сайт

Кошелек WebMoney:
359263630216

Кошелек Яндекс Деньги:
410012027714240


Галерея


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru



Главная » Статьи » Устройство корабля » Военное оснащение

Орудия на корабле

 

    Морская артиллерия начала зарождаться в 16 веке. Разумеется, что и на более древних кораблях устанавливались различные катапульты или ракеты, но повсеместная установка пушек на корабли началась именно в 16 веке, спустя почти 200 лет после появления первых сухопутных пушек. Во времена Колумба на кораблях устанавливались обычные сухопутные пушки, снятые с колес и установленные на неподвижные деревянные лафеты. Орудия наводились только поворотом всего корабля и изменением веса заряда.

 

 Установка орудий

 

К концу 16 столетия лафеты стали снабжаться маленькими колесами, с помощью которых пушки могли быть наведены на цель, а чтобы при выстреле или во время качки орудия не перемещались по палубе, их стали фиксировать тросами или цепями.

Лафеты, или "тележки", изготовляли из дуба. Они состояли из двух боковых стенок - щек, которые к задней части орудия понижались ступенчато по высоте. Между щеками крепили горизонтальную доску - раму, а к ней - оси колес. Колеса тоже выполняли из дуба и оковывали железом. В соответствии с поперечной погибью палубы диаметр передних колес был несколько больше, чем задних, поэтому на лафете орудие лежало горизонтально. В передней части рамы между щеками находился вертикальный брус - "подушка лафета". Ее верхняя часть имела полукруглый вырез для облегчения подъема ствола. В щеках были вырезаны два полукруглых гнезда для установки цапф орудия. Сверху цапфы удерживали железные накидки полукруглой формы. Отдельные детали лафета скрепляли между собой железными болтами со шплинтами. Дополнительно на лафетах установили рымы для крепления талей.

 

Старинные орудия на судах во время боя передвигали для зарядки и наводки, а в остальное время из-за качки их приходилось основательно крепить с помощью специального инвентаря.

 

 

 

Брюк — это мощный трос, проходивший через боковые стенки лафета, концы которого крепили на рымах боковых сторон пушечных портов. Служил для удержания орудия при откате. На английских судах брюк проходил не через лафет, а через рымы на боковых стенках лафета.

 

Пушечные тали — состояли из двух блоков с гаками, которые крепили в рымах на щеках лафета и по бокам пушечных портов. С их помощью орудие подкатывали к порту и откатывали от него. Для этого двое талей заводили с двух сторон орудия.

 

Откатные тали — это один или двое талей, основанных так же, как и пушечные, и служивших для втягивания орудия внутрь судна. Обычно орудия закрепляли на судне при помощи тросов, . во время боя их выдвигали из пушечных портов. Иногда это делали во время стоянки на якоре, для того чтобы придать судну парадный вид.

     

     Для закрепления орудия его втягивали внутрь судна и опускали казенную часть так, чтобы дуло касалось верхнего косяка порта. Брюк заводили под переднюю ось лафета, а ствол крепили тросом, который охватывал его и был закреплен на рыме в середине верхнего косяка. Винград орудия тоже охватывали стропом, в огон которого заводили гак откатных талей. Второй гак талей крепили в рыме на косяке. Затем пушечные тали набивали и, обтянув их, прихватывали брюк при помощи тонкого конца. Для безопасности под колеса лафета подкладывали клинья, кроме того, все орудия одной батареи скрепляли друг с другом тросом, проходившим над нижней «ступенькой» лафета через рымы на палубе и гаки по бокам пушечных портов. 


 

Зарядка орудий

 

Зарядную камеру с заранее приготовленным зарядом вводили в ствол бомбард сзади. У первых пушек заряд помещали в оболочку из шелковой или фланелевой ткани и заталкивали ее в дуло. Затем в ствол забивали пыж из пеньки, ядро и второй пыж. Иногда в ствол закатывали сразу два ядра, одно на другое, или каленое ядро; в последнем случае между пыжами и ядром дополнительно ставили мокрые пыжи. 

Конструкция, снабжение и снаряды пушечного орудия

 

Около середины XVI в. в употребление входят картузы - полотняные мешки с зарядом пороха. Иногда картузы изготовляли из крепкого картона. Хранили их в цилиндрических сосудах - кокорах, крышки которых крепили на кончиках. Кокоры красили в красный цвет и ставили в ящиках на стеллажах рядом с орудием. B канал ствола забивали сперва картуз, затем пыж из сена или лыка, деревянную пробку. Еще один пыж и, наконец ядро. Чтобы порох, пыжи и деревянную пробку можно было забить поплотнее, применяли прибойник - древко с цилиндрическим утолщением на конце.

B качестве рукоятки прибойника использовали кусок жесткого троса, который можно было изгибать, благодаря этому канониры могли заряжать орудие при встрече с неприятелем, находясь в укрытии.

 

Для чистки стволов орудий служили: клоц - цилиндрическая щетка из щетины, насаженная на длинный шток и служившая для чистки канала ствола, и банник - шток с деревянным цилиндром, обшитый мехом, обычно бараньим. Часто банник крепили на противоположном конце прибойника.

 

Для удаления пеньки или остатков пыжей использовали своего рода штопор - пыжовник, а для разрядки орудия, т.е. для вытаскивания ядра и картуза, применяли шуфлу - большую цилиндрическую ложку.

 

Протравником - иглой, снабженной делениями и ручкой через запальное отверстие протыкали картуз и таким образом освобождали путь для воспламеняющего пороха. Это был особый мелкий порох, который насыпали в запальное отверстие из порохового рога. Поджигали порох фитилем (шнуром из пеньки, вареной в воде с серой и селитрой), укрепленным на фитильном пальнике - деревянном штоке с обмотанным вокруг него фитилем. Пальник, на конце которого имелось железное острие, обычно втыкали в палубу рядом с канонирами. Фитили хранили в бочонке из латуни или меди обычно с двумя отверстиями по бокам (в них и просовывали фитили). Верхнее отверстие служило для выхода газов, за нижнее часто подвешивали поднос. 

 

Горизонтальную наводку орудия производили при помощи деревянных правил, служивших рычагами для передвижения задней части лафета. Для наводки по вертикали применяли небольшие железные правила, которыми поднимали казенную часть орудия. Добившись нужного положения ствола, правила заменяли деревянным клином.

 

На каждое орудие полагалось два ведра: в одном хранили пыжи и деревянные пробки, в другом, так называемом боевом, находилась вода для тушения огня, который мог воспламенить порох, или для охлаждения канала ствола (его протирали банником, смоченным в воде). Во время ночного боя по бортам между орудиями вешали фонари, которые тоже называли боевыми.

 

Hа каждое орудие полагалось 60 ядер, 10 книпелей и 10 картечных зарядов. ядра хранили в небольших ограждениях из досок или толстого троса или на небольших консолях, расположенных сбоку от орудия.


 

Конструкция каронады 

 
   Конструктивно каронада представляла собой короткоствольное чугунное (затем бронзовое) тонкостенное орудие калибром 12, 18, 24, 32, 42, 68 и даже 96 фунтов, имевшее пороховую камору меньшего диаметра, а потому заряжавшееся небольшим количеством пороха. Именно поэтому скорость полета ядра была невысокой — обычное ядро наносило ущерб не за счет скорости, а благодаря своему большому калибру и массе. Зато новое орудие было относительно легким: например, 32-фунтовая каронада весила менее тонны. А обычная пушка такого калибра весила более трех тонн. Такая каронада была даже легче 12-фунтовой обычной пушки. Она могла стрелять ядрами, бомбами и целым рядом других боеприпасов. 

   Именно в большом калибре и вариативности в вопросе боеприпасов состояли главные преимущества каронады, оказавшие влияние на характер и цели морского боя. Ведь в тот период абордаж все еще оставался основным средством быстрого и окончательного вывода из строя кораблей противника, особенно крупных. Обстреливать друг друга ядрами, даже калеными, можно было долго и все равно не добиться результата.


 
 
 

Схема установки каронады на верхней батарейной палубе британского боевого корабля. Конец XVIII — начало XIX века:

1 — каронада,

2 — трос для открытия пушечного порта,

3 — крышка пушечного порта,

4 — крепление рымов для тросов,

5 — трос, закрывающий пушечный порт,

6 — ворот для наведения каронады на цель по высоте,

7 — ползунковый станок,

8 и 9 — пушечные тали,

10 — брюк (британский вариант),

11 — крепление орудия к станку (проушина и вставленная в нее ось)

 
   Огонь же с близкой дистанции из крупнокалиберных каронад с применением бомб и других боеприпасов позволял быстро вывести вражеский корабль из строя, принудить его спустить флаг или вовсе уничтожить его. Особенно сильный эффект был от использования бомб и картечных зарядов: в легендарном Трафальгарском сражении с линейного корабля «Виктори» (под флагом вице-адмирала Горацио Нельсона), стремительно прорезавшего линию эскадры противника, по французскому флагману «Буцентавр» был дан залп из двух установленных на полубаке 68-фунтовых каронад. Стрельба выполнялась картечными зарядами через кормовые окна французского линейного корабля — по корме и батарейной палубе. Каждый заряд включал 500 мушкетных пуль, которые буквально изрешетили все на своем пути. Было убито 197 человек и еще 85 ранены, в том числе и командир корабля Жан-Жак Маженди. Этот залп из двух каронад нанес экипажу невосполнимые потери и нарушил его строй, после чего, повоевав еще три часа, флагман вице-адмирал Пьер Вильнев сдался английским морским пехотинцам с «Конкэрора». 

   Бомба же большого калибра, разрывающаяся внутри корабля, наносила огромный ущерб корабельным конструкциям и разрывала находившихся там моряков. Кроме того, огонь быстро вызывал детонацию пороховых зарядов на артиллерийских палубах и зачастую в корабельных погребах. Да и обычное ядро, выпущенное из каронады, благодаря относительно малой скорости полета на коротких дистанциях буквально проламывало борт неприятельского корабля и даже расшатывало сам корабельный набор. 

   Крепление каронад на кораблях было несколько отличным: их устанавливали на ползунковых станках, а не на колесных. А наведение каронады на цель осуществлялось вращением воротка, как в полевой артиллерии (не с помощью деревянного клина, как у обычных корабельных пушек). Каронада крепилась к станку при помощи проушины (внизу ствола) и вставленной в нее оси, а не с помощью цапф, расположенных по бокам обычной пушки. 

   В первых же боях орудия наглядно продемонстрировали свои преимущества. Их эффективность настолько впечатлила адмиралов, что в Европе началась, можно сказать, гонка вооружений. Английский флот стал «первопроходцем» — каронада там стала применяться уже в 1779 году. Она получила эффектное прозвище smasher — что-то вроде «уничтожитель» или «сметающая все на своем пути». Новое орудие стало настолько модным, что появились корабли, артиллерийское вооружение которых состояло только из каронад; таким стал британский 56-пушечный линейный корабль «Глэттон».

 


 

 

Наводка орудий

    Для наводки по дальности использовались специальные клинья, которые определяли угол наклона ствола орудия к горизонту. Пушки устанавливались главным образом вдоль бортов, поэтому во время пушечного сражения было важно занять такую позицию, чтобы свои пушки могли вести огонь по противнику, в то время как ваш корабль оставался вне зон обстрела его артиллерии. Таким образом на первый план выходила не мощь орудийный залпов, а маневренность корабля. Это было с блеском показано во время разгрома английскими кораблями испанской Великой Армады в 1588 году, когда небольшие, но маневренные английские суда наносили смертельные удары по неповоротливым галеонам. 

 

Орудийный расчет английского военного корабля 18 века

1 - Кольцевой болт;2 - Картуз; 3 - Передняя колесная ось;4 - Тяги боковых талей; 5 - Рымы для проводки брюка; 6 - Болт с ушком;7 - Задняя колесная ось; 8 - Железный шплинт (нагель); 9 - Задние колеса; 10 - Брюк; 11 - Боковая стенка (щека) лафета;12 - Обухи крепления пушечных талей; 13 - Подъемный клин;14 - Лафетная рама;15 - Блок шкивов; 16 - Откатной таль; 17 - Канонир; 18 - Деревянное правило; 19 - Кольцо Брюка; 20 - Раскрывающийся снаряд (книппель); 21 - Кремниевый замок; 22 - Гибких прибойник;  23 - Цапфа; 24 - Накидка цапфы.


 

Тактика стрельбы

    В 17 веке корабельная артиллерия достигла своего расцвета. На суда стали устанавливать до 100 42-фунтовых пушек, ставших основным калибром морской артиллерии. Кроме того появились специальные заряды для морских орудий – книппели, цепные ядра, вингарды, шангранель и каленые ядра. На пиратских кораблях устанавливались, как правило, пушки небольших калибров – от 6 до 32 фунтовых. Изучение и понимание законов баллистики позволили получить большую дальность и мощность при меньших калибрах пушек и весе заряда. Кроме того, сократилось время, требуемое на перезарядку, а на кораблях появились специальные оружейные палубы. Стрельба стала вестись через пушечные порты, благодаря чему снизились потери среди оружейной прислуги от снарядов противника.

     Морская артиллерия того времени позволяла вести огонь на расстояние до 2000 метров. При стрельбе нередко использовали эффект рикошета - когда ядро летело под небольшим углом к водной поверхности, оно могло отскочить от нее и за счет этого увеличивалась дальность стрельбы. Разумеется, что прицельная точность не превышала 1000 метров, а нередко морские сражения велись даже на расстоянии пистолетного выстрела, то есть в пределах 25-50 метров.

     Корабельные орудия парусного флота было принято классифицировать по весу снаряда. так, например, 6-фунтовое орудие было предназначено для стрельбы ядрами весом 6 фунтов (2,7 кг). При этом вес пороха составлял около 6 фунтов, а вес самой пушки – приблизительно 500 кг. Пушки также подразделяли в зависимости от калибра, кроме того шотландцами отливались карронады - пушки с уменьшенной длиной ствола. Максимальный калибр устанавливаемых на кораблях пушек достигал 96 фунтов. При применении более легких зарядов, например книппелей, вес пороха уменьшался. Обычно пушки могли сделать 500-1000 выстрелов, после чего их, как правило, переплавляли, так как они имели значительный износ и представляли значительную опасность для собственной команды.

      Дистанция стрельбы не превышала к середине XIX века 400-1000 м. Готовое к стрельбе орудие фиксировалось клиньями. Порох поджигался фитилем через запальное отверстие. При стрельбе бомбой предварительно поджигался фитиль бомбы. После выстрела ствол орудия чистился банником - щеткой из бараньей шкуры. Весь процесс подготовки орудия к выстрелу вместе с наводкой на цель занимал 8-15 минут. Прислуга орудия зависела от его калибра и могла достигать 3-4 чел. у маленьких пушек или 15-18 чел. у больших орудий. Низкая скорострельность и точность стрельбы (судно постоянно раскачивалось на волнах) вынуждали устанавливать на судне как можно больше орудий и вести огонь залпами по одной цели.

     Вообще потопить деревянный корабль такими средствами было очень сложно. Поэтому тактика артиллерийского боя сводилась к уничтожению мачт и парусов на вражеском судне. Затем, если враг не сдавался, его судно поджигалось брандскугелями и бомбами. Чтобы экипаж не мог потушить пожар, по верхней палубе вели огонь картечью. Рано или поздно огонь добирался до запасов пороха. Если же необходимо было захватить корабль противника, то на него высаживалась абордажная партия, которая в рукопашном бою уничтожала экипаж вражеского корабля.


При подготовке статьи использовались материалы книги О.Курти "Постройка моделей судов" 1988 г.;

 "Вокруг Света", автор: Владимир Щербаков. Иллюстрации Михаила Дмитриева.

Статью подготовил MarkIiIs

 

Категория: Военное оснащение | Добавил: MarkIiIs (22.08.2010)
Просмотров: 5248 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Музыка

Интересное кино



Поиск



Copyright MyCorp © 2024   Используются технологии uCoz