11:06 | Суббота 2024 | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Выход на берег | Вход на палубу | Вы вошли как Салага | РЕГИСТРАЦИЯ | Группа | RSS



Категории
Корпус [0]
Судовой инвентарь [0]
Парусное вооружение [5]
Военное оснащение [6]
Дельные вещи [0]
Флаги и вымпелы [0]

Меню сайта

Казна сайта
Если понравился сайт

Кошелек WebMoney:
359263630216

Кошелек Яндекс Деньги:
410012027714240


Галерея


Наш опрос
Кто для Вас самый величайший пират?
Всего ответов: 50

Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0


Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru



Главная » Статьи » Устройство корабля » Парусное вооружение

Стоячий такелаж

   Стоячий такелаж рангоута. Бушприт, мачты и стеньги на парусном судне закрепляются в определенном положении с помощью специальных снастей, называемых стоячим такелажем рангоута. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

   Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. Ранее его делали из толстого растительного троса, а на современных парусных судах — из стального троса и цепей.

   Вантами называют снасти стоячего такелажа, которыми укреп ляют мачты, стеньги и брам-стеньги с боков и несколько сзади В зависимости от того, какое рангоутное дерево удерживают ван ты, они получают дополнительные названия: фок-ванты, фор стень-ванты, фор-брам-стень-ванты и т. д. Ванты служат такж и для подъема личного состава на мачты и стеньги при работе с парусами. С этой целью поперек вант на определенном расстоянии друг от друга укрепляются пеньковые деревянные или металлические выбленки. Пеньковые выбленки привязывали к вантам выбленочным узлом (рис. 75) на расстоянии одна от другой 0,4 м. Нижние ванты (пеньковые) были на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр на линейных кораблях достигал 90 — 100 мм. Стень-ванты делали тоньше, а брам-стень-ванты еще тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.

   Стеньги и брам-стеньги дополнительно удерживаются с боков и несколько сзади фордунами. Фордуны также называют по мачтам и стеньгам, на которых они стоят. Например, фор-стень-форду-ны, фор-брам-стень-фордуны и т. д.

   Верхние концы вант и фордунов крепят на мачте или стеньге при помощи огонов (петель), надеваемых на топы мачт, стеньг и брам-стеньг. Ванты, стень-ванты и брам-стень-ванты должны быть парными, т. е. выполненными из одного куска троса, который складывают и получают огон по толщине того топа, на который его накладывают. Если количество вант с каждого борта нечетное, то последнюю ванту к корме делают разбивной, т. е. одинарной (см. рис. 75). Это же правило относится и к фордунам. Число вант и фордунов зависит от высоты мачты и грузоподъемности судна.

Рис. 75. Изготовление вант (а) и наложение огонов на топ мачты (б): 1 — ванты; — выбленки; — выбленочный узел; 4 — парные ванты; 5 — разбивная ванта; 6 — топ мачты; 7 — огон; 8 — лонга-салшгги; — чиксы

   Ванты и фордуны набивали (обтягивали) тросовыми талями на юферсах — особых блоках без шкивов с тремя отверстиями для тросового талрепа, при помощи которого набивают (натягивают) ванты и фордуны (рис. 76). На современных парусных судах такелаж обтягивается металлическими винтовыми талрепами.

   В прежние времена на всех военных парусных кораблях и крупных купеческих судах в целях увеличения угла, под которым нижние ванты и фордуны идут к мачтам, с внешней стороны борта корабля, на уровне палубы, укрепляли мощные деревянные площадки — руслени (см. рис. 76). Раскрепляли их вант-путенсами, выкованными из железных полос. Нижний конец вант-путенсов крепили к борту, а к их верхним концам прикрепляли юферсы так, что последние почти соприкасались своей нижней частью с русленями.

   Верхние юферсы ввязывают в ванты и фордуны с помощью огонов и бензелями (марками). Коренной конец талрепа крепят в отверстии вант-юферса при помощи талрепного кнопа, а ходовой конец талрепа после обтяжки вант, сделав несколько шлагов вокруг них, закрепляют на ванте при помощи двух-трех бензелей. Основав талрепы между всеми юферсами нижних вант, к ним поверх юферсов привязывали железный прут — ворст (см. рис. 76), который не давал юферсам перекручиваться, удерживая их на одном уровне. Ванты стеньг оборудовали так же, как и нижние ванты, но юферсы их были несколько меньше размером.

Рис. 76. Юферсы (а), руслени (б) и крепление ворста (s): 1 — нижние юферсы; — талреп; — верхние юферсы; 4 — марка (бензель); 5 — ванта; 6 — руслени; 7 — вант-путенсы; — огон; — ворст; 10 — бензель; 11 — выбленки

 

   Снасти стоячего такелажа, поддерживающие рангоутные деревья (мачты и стеньги) в диаметральной плоскости спереди, называют штагами, которые, как и нижние ванты, делали из толстого троса. В зависимости от того, к какому рангоутному дереву от носятся-штаги, они имеют также свои наименования: фока-штаг, фор-стеньг-штаг, фор-брам-штаг и т. д. Огоны у штагов делают такими же, как и у вантов, но размеры их больше (рис. 77). Набивают штаги талрепами на штаг-блоках.

Рис. 77. Укладка штагов и вант (а), обтягивание штагов (б): 1- фока-штаг; 2 — чиксы; 3 — топ мачты; 4 — салинги; 5 — ванты; 6 — штаг-блок (штаг-юферс); 7 — штаг; 8 — штаг-юферс с металлической оковкой; 9 — талреп

 

   К стоячему такелажу относятся и перты — растительные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец пертов прикрепляют к ноку рея, другой — к середине рея/ Перты поддерживаются подпертками — отрезками троса, прикрепленными к рею.

   Стоячий такелаж бушприта служит для поддержки и укрепления рангоутных деревьев бушприта. Он состоит из штагов, бакштагов, пертов и других частей, которые в зависимости от места положения имеют свои наименования (рис. 78): ватер-штаги — стоячий такелаж, удерживающий бушприт снизу, предназначающийся для противодействия тяге фока и фок-стень-штагов и представляющий собой тали; ватер-бакштаги — снасти стоячего такелажа бушприта, удерживающие его с боков; утлегарь-штаг и бом-утлегарь-штаг — снасти, поддерживающие утлегарь и бом-утлегарь снизу; утлегарь-бакштаг; мартин-бак-штаги; бом-утлегарь-бакштаги; верхний блинд-бакштаг; нижний блинд-бакштаг — снасти стоячего такелажа, удерживающие рангоутные деревья бушприта с боков; перты утлегаря и бом утлегаря; лоп-штаги — снасть, служащая леером при передвижении матросов по бушприту.

   Теперь посмотрим, как будет выглядеть стоячий такелаж полностью на парусном корабле конца XVIII — начала XIX вв. с полным его наименованием (рис. 79).

   Ватер-штаги, толщина которых составляет 1/2 толщины бушприта [Пеньковые тросы измеряют по окружности, а рангоутные деревья — по наибольшему диаметру], проводят в отверстие в передней кромке княвдигеда, крепят там и поднимают к бушприту, где тянут тросовыми талрепами, основанными между юферсами. Ватер-бакштаги (по одному с каждого борта) закладывают гаками за обуха, вбитые в корпус под крамболами, и тянут у бушприта подобно ватер-штагам.

Рис. 78. Стоячий такелаж бушприта: 1 — ватер-штаги; 2 — ватер-бакштаги; 3 — утлегарь-штаг; 4 — утлегарь-бакштаг; 5 — бом-утлегарь-штаг; 6 — мартин-бакштаги; 7 — бом-утлегарь-бакштаги; 8 — верхний блинда-бакштаг; 9 — нижний блинда-бакштаг; 10 — перты бом-утлегаря; 11 — перты утлегаря; 12 — лоп-штаги

 

   Затем накладывают ванты, которые делают парными толщиной в 7з их мачты. Каждый конец, назначенный на пару вант, складывают пополам, и у сгиба при помощи наложения бензеля делают огон. На топ мачты надевают сначала огон передней правой, потом передней левой пары вант и т. д. Если количество вант нечетное, то последнюю делают разбивной. Тянут ванты тросовыми талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в нижние концы вант, и юферсами, скрепленными у русленей с вант-путенса-ми. Фока- и грота-штаги имеют толщину, равную 1/2, бизань-шта-ги — 2/5 толщины своих мачт, а лось-штаги — 2/3 своих штагов. Надевают их на топы мачт так, что они охватывают огонами лонга-салинги. Фока-штаг и фок-лось-штаг тянут тросовыми талрепами на бушприте, грота-штаг и грот-лось-штаг — на палубе по сторонам и впереди фок-мачты, а бизань-штаг разветвляют на лапки и крепят на палубе по бокам грот-мачты либо проводят через коуш на грот-мачте и тянут на палубе.

   Стень-ванты толщиной 1/4 своих стеньг тянут на марсовой площадке талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в стень-ванты, и юферсами, скрепленными с путенс-вантами. Стень-фордуны толщиной 1/3 своих стеньг тянут на русленях подобно вантам. Стень-штаги имеют толщину 1/3, а лось-стень-штаги — 1/4 толщины своих стеньг. Фор-стень-штаг проводят в шкив с правой стороны бушприта, а фор-лось-стень-штаг — с левой. Грот-стень-штаг и грот-лось-стень-штаг проводят через шкивы блоков на фок-мачте и тянут гинцами на палубе. Крюйс-стень-штаг проводят через шкив блока на грот-мачте и тянут на марсе.

   Стоячий такелаж утлегаря и бом-утлегаря имеют толщину, равную 1/4 толщины своих рангоутных деревьев. Каждый мартин-штаг проходит последовательно в отверстия своего мартин-гика (их два), где удерживается кнопом, затем в шкив блока на ноке утлегаря, в шкив на мартин-гике и на бушприте и тянется на баке.

Рис. 79. Стоячий такелаж 90-пушечного двухдечного линейного корабля конца XVIII — начала XIX вв.: — ватер-штаги; — мартин-штаг; — мартин-штаг от бом-утлегаря (или нижний бакштаг); — фока-штаг; 5 — фок-лось-штаг; 6 — фор-лось-стень-штаг (служит леером фор-стеньги-стакселя); 7 — фор-стень-штаг; — кливер-леер; 9 — фор-брам-стень-штаг; 10 — бом-кливер-леер; 11 — фор-бом-брам-стень-штаг; 12 — грота-штаг; 13 — грот-лось-штаг; 14 — грот-лось-стень-штаг; 15 — грот-стень-штаг; 16 — грот-брам-стень-штаг; 17 — грот-бом-брам-стень-штаг; 18 — бизань-штаг; 19 — крюйс-стень-штаг; 20 — крюйс-брам-стень-штаг; 21 — крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22 — ватер-бакштаги; 23 — утлегарь-бак-штаги; 24 — бом-утлегарь-бакштаги; 25 — фок-ванты; 26 — фор-стень-ванты; 27 — фор-брам-стень-ванты; 28 — фор-стень-фордуны; 29 — фор-брам-стень-фордуны; 30 — фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 — грот-ванты; 32 — грот-стень-ванты; 33 — грот-брам-стень-ванты; 34 — грот-стень-фордуны; 35 — грот-брам-стень-фордуны; 36 — грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 — бизань-ванты; 38 — крюйс-стень-ванты; 39 — крюйс-брам-стень-ванты; 40 — крюйс-стень-фордуны; 41 — крюйс-брам-стень-фордуны; 42 — крюйс-бом-брам-стень-фордуны

 

   Утлегарь-бакштаги (по два с каждой стороны) привязывают серединой конца за нок утлегаря, их концы проводят в коуши близ ноков блинда-рея и тянут на баке. Также накладывают и тянут бом-утлегарь-бакштаги. Мартин-штаг от бом-утлегаря закрепляют серединой конца за нок бом-утлегаря, и, проведя через шкивы на мартин-гике и бушприте, тянут на баке.

   Брам-ванты и брам-фордуны имеют толщину, равную 2/5, a брам-штаги — 1/2 толщины своих брам-стеньг. Брам-ванты проводят через отверстия в краспицах салинга, подтягивают к стеньге и спускают по стень-вантам на марс, где и тянут талрепами через коуши на их концах. Фор-брам-штаг проводят в шкив у нока утлегаря и тянут на баке, грот-брам-штаг проводят в шкив на фор-стеньге, а крюйс-брам-штаг — в шкив на топе грот-мачты и оба тянут на палубе. Бом-брам-такелаж проводят и тянут подобно брам-такелажу.

 

По материалам книги Целовальникова А.С. Справочник судомоделиста, изд-во ДОСААФ СССР, 1983 г.

Категория: Парусное вооружение | Добавил: MarkIiIs (15.01.2016)
Просмотров: 2356 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Музыка

Интересное кино



Поиск



Copyright MyCorp © 2024   Используются технологии uCoz