18:42 | Четверг 2024 | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Выход на берег | Вход на палубу | Вы вошли как Салага | РЕГИСТРАЦИЯ | Группа | RSS



Категории
Корпус [0]
Судовой инвентарь [0]
Парусное вооружение [5]
Военное оснащение [6]
Дельные вещи [0]
Флаги и вымпелы [0]

Меню сайта

Казна сайта
Если понравился сайт

Кошелек WebMoney:
359263630216

Кошелек Яндекс Деньги:
410012027714240


Галерея


Наш опрос
Какая лучшая игра про пиратов?
Всего ответов: 10

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru



Главная » Статьи » Устройство корабля » Парусное вооружение

Рангоут

   Рангоутом называются все деревянные, а на современных судах и металлические детали, служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т. п. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприты, утлегари, лисель-спирты и выстрелы.

   Мачта (рис. 68) — это вертикальное или слегка наклонное в корму рангоутное дерево, служащее основанием для крепления других частей рангоута (стеньг, реев) и постановки парусов. Мачты больших парусных кораблей с прямым вооружением достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м. Подобрать совершенно прямое дерево таких размеров не представлялось возможным, поэтому мачты делали составными из нескольких продолжающих друг друга в высоту деревьев. Нижнее дерево называют колонной или просто мачтой, а продолжения — стеньгами.

   В зависимости от размеров судна и типа парусного вооружения, количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет свое наименование- Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачта называется фок-мачтой, вторая — грот-мачтой, третья, самая маленькая, — бизань-мачтой.

   Стеньги получают свои наименования по мачтам, к которым относятся. Так, на фок-мачте стеньги называются: фор-стеньга, фор-брам-стеньга, фор-бом-брам-стеньга. На грот-мачте: грот-стеньга, грот-брам-стеньга, грот-бом-брам-стеньга. Исключение составляет бизань-мачта, стеньги которой именуются (от палубы вверх): крюйс-стеньга, крюйс-брам-стеньга, крюйс-бом-брам-стеньга.

   Бом-брам-стеньга с брам-стеньгой, как правило, делались цельными, т. е. из одного куска дерева (см. рис. 68). Часть бом-брам-стеньги выше бом-такелажа называют флагштоком, на который насаживается клотик — точеный из дерева шар, сплюснутый сверху и снизу.

Рис. 68. Устройство мачты: 1 — нижняя мачта (колонна); 2 — цапфа; 3 — железные бугели; 4 — чиксы; 5 — лонга-са-линги; 6 — краспицы; 7 — эзельгофт; 8 — стеньга; 9 — брам-стеньга; 10 — бом-брам-стеньга; 11 — флагшток; 12 — клотик; 13 — вулинг; 14 — деревянный бугель; 15 — шкало; 16 — крепление шкало; 17 — вязка вулинга

 

   Самой высокой мачтой всегда являлась грот-мачта. Ее высота у трехмачтовых кораблей с прямым вооружением определялась длиной корабля по гон-деку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами определялась по высоте грот-мачты. Так, длина фок-мачты составляла 8/9, а бизань-мачты — 6/7 длины грот-мачты. Длина грот-стеньги равнялась 3/5 длины грот-мачты. В свою очередь, фор-стеньга составляла 8/9, а крюйс-стеньга 3Д длины грот-стеньги. Длина брам-стеньг, сделанных в одно дерево с бом-брам-стеньгами и их флагштоками суммируется из длины брам-стеньги, равной 7г своей стеньги, бом-брам-стеньги (5/7 своей брам-стеньги) и флагштока, равного 5/7 своей бом-брам-стеньги.

   Эти пропорции часто несколько изменялись по усмотрению строителя, здесь они приводятся не полностью, но с точностью, достаточной для судомоделистов-любителей.

   Как уже упоминалось выше, фор — слово, прибавляемое к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов, относящихся к фок-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки. Например, фор-стеньга, фор-марса-рей и т. д. Штаги, закрепленные на фор-стеньге, называются фор-стень-штаги; стаксель, леер которого крепится на фор-стеньге, называется фор-стеньги-стаксель и т. д.

   Брам — слово, добавляемое к названиям рангоута, такелажа или паруса, указывает на их принадлежность к третьему колену снизу мачты (брам-стеньга). Например, рей, поднимающийся на брам-стеньге, называется брам-рей; ванты, поддерживающие брам-стеньгу, называются брам-стень-вантами; парус, крепящийся к брам-рею, — брамсель.

   Бом — слово, взятое отдельно, самостоятельного значения не имеет, но, будучи прибавлено к названию рангоута, такелажа и парусов, указывает, что они принадлежат к четвертому колену снизу мачты (бом-брам-стеньге) или бом-утлегарю (второе продолжение бушприта). Например, рей, поднимаемый на бом-брам-стеньге, называется бом-брам-рей; штаг, поддерживающий спереди бом-брам-стеньгу, называется бом-брам-штаг; парус на бом-брам-стеньге — бом-брамсель; кливер на бом-утлегаре — бом-кливер.

   Нижние мачты (колонны), а также бушприты для прочности делали составными из нескольких брусьев, стянутых бандажами — тросовыми вулингами, а в XVIII в. — тросовые вулинги заменили железными обручами — бугелями. Их надевали на рангоут в горячем состоянии. До XVIII в. вулинги на мачтах представляли собой тросовую обмотку между двух деревянных бугелей. Обычно вулинг состоял из пяти или шести шлагов троса, положенных вокруг мачты. Расстояние между соседними вулингами равнялось примерно 1 м.

   В XVIII в. мачты на военных кораблях стали подкреплять дополнительно наделкой — шкало, которую скрепляли с мачтой тоже тросовыми вулингами.

Нижний конец мачты — шпор оканчивался цапфой квадратного сечения, которую вставляли в степс — гнездо, находящееся на кильсоне. Верхняя квадратная часть мачты называется топом. На его верхушке находится цапфа тоже квадратного (меньшего) сечения, на которую надет эзельгофт, соединяющий мачту со стеньгой. С двух сторон мачты, в нижней части топа, крепили фигурные наделки, называемые чиксами (рис. 69), к ним — два продольных бруса — лонга-салинга, а на лонга-салинги — другие поперечные брусья — краспицы. На краспицы и лонга-салинги настилали марсовую площадку, часто называемую просто марсом, необходимую для разноса стень-вант и как место работ при постановке и уборке парусов.

   Раньше на парусных судах с прямыми парусами марс имел вид круглой корзины. Во время боя на марсе находились стрелки, вооруженные луками, а позднее огнестрельным оружием. Около середины XVIII в. марсы начинают делать почти прямоугольными, закругленной была лишь носовая часть. Отверстие между лонга-салингами и передней краспицей служит для подъема и спуска стеньги. Через отверстия между лонга-салингами и боковыми сторонами квадратного отверстия марса (собачьи дыры) проходят ванты нижней мачты. Через собачьи дыры или по путенс-вантам матросы взбирались на мачты.

   Трехмачтовые корабли несли по три марса, которые называли по принадлежности к той или иной мачте: на фок-мачте был фор-марс, на грот-мачте — грот-марс и на бизань-мачте — крюйс-марс. Марсы сохранились и на современных парусных судах.

 

Рис. 69. Детали марса: 1 — нижняя мачта (колонна); 2 — чиксы; 3 — лонга-салинги; 4 — краспицы; 5 — собачьи дыры; 6 — марс; 7 — топ мачты; 8 — эзельгофт; 9 — стеньга

   Эзельгофт (см. рис. 69) представляет собой деревянную обойму с двумя отверстиями: квадратным, надевающимся на топ нижней мачты или стеньги, и круглым, в которое пропускается последующая стеньга. Итак, нижняя мачта и стеньга соединяются между собой при помощи марса и эзельгофта, а стеньга с брам-стеньгой, брам-стеньга с бом-брам-стеньгой и т. д. — при помощи салинга и эзельгофта. Соединение стеньги с брам-стеньгой показано на рис. 70.

Рис. 70. Соединение стеньги с брам-стеньгой: 1 — стеньга; 2 — чиксы; 3 — лонга-салинги; 4 — краспицы; 5 — брам-стеньга; в — эзельгофт; 7 — брам-ванты; 8 — швиц-сорвень-строп

 

   Все стеньги между собой соединяли также при помощи салингов и эзельгофтов, но меньших размеров. Рама салинга состояла из двух лонга-салингов и двух-трех краспиц.

   Салинги и эзельгофты, в зависимости от их принадлежности к той или иной мачте, носят названия: фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый, фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т. д.

   Бушприт — это горизонтальный или несколько наклонный брус (наклонная мачта), выступающий с носа парусного судна и служащий для вынесения прямых парусов — блинда и бом-блинда. До конца XVIII в. бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой (рис. 71, а), на которых на блинда-рее и бом-блин-да-рее ставили прямые паруса блинд и бом-блинд.

   С конца XVIII в. бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря (рис. 71, б). Блинд и бом-блинд на нем уже не ставят, он служит для выноса штагов фок-мачты и ее стеньг, а также для крепления носовых треугольных парусов — кливеров и стакселей, которые улучшали ходкость и поворотливость корабля. Одно время треугольные паруса сочетались с прямыми.

Рис. 71. Бушприты: а — XVIII в.; б — конца XVIII в.; в — первой половины XIX в.; 1 — бушприт; 2 — кница; 3 — бушпритный эзельгофт; 4 — марс; 5 — блинда-стеньга; 6 — блинда-брам-стеньга; 7 — флагшток; S — клотик; 9 — утлегарь; 10 — бом-утлегарь; 11 — эзельгофт; 12 — блинда-гафель; 13 — мар-тин-гик; 14 — гюйс-шток; 15 — тросовый вулинг

   Сам бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулин-га из крепкого троса, а позже (XIX в.) и цепей (рис. 71, в). Для вязки вулинга основной конец троса закрепляли на бушприте, затем трос пропускали в отверстие в княвдигеде, вокруг бушприта и т. д. Обычно ставили 11 шлагов, которые затягивали посередине поперечными шлагами. От сползания шлагов по бушприту на нем делалось несколько деревянных наделок — бис.

   Бушприты с утлегарем и бом-утлегарем имели вертикальный мартин-гик и горизонтальные блинда-гафели (см. рис. 71) для разноса стоячего такелажа утлегаря и бом-утлегаря.

   Рей — это круглое веретенообразное рангоутное дерево, равномерно суживающееся к обоим концам, называемым ноками (рис. 72). У обоих ноков делаются заплечики, вплотную к которым наколачиваются огоны пертов, стропы блоков и т. п. Реи служат для крепления к ним прямых парусов. В средней части реи крепят к мачтам и стеньгам таким образом, чтобы их можно было поднимать, опускать и поворачивать в горизонтальном направлении для постановки парусов в наиболее выгодное положение относительно ветра.

 

Рис. 72. Нижний рей (а) и лисель-спирты (б): 1 — брас-блоки; 2 — контр-брас-блоки; 3 — топенант-блоки; 4 — обушки; 5 — леер для крепления паруса; 6 — подпертки; 7 — перты; 8 — нижний рей; 9 — гардели; 10 — гардель-блоки; 11 — лонга-салинги; 12 — марсовая площадка; 13 — топ мачты; 14 — стеньга; 15 —  бугель; 16 — лисель-спирты

 

   В конце XVIII в. появились добавочные паруса — лиселя, которые ставили по бокам основных парусов. Их крепили к маленьким реям — лисель-спиртам, выдвигаемым к бортам судна по основному рею через бугели (см. рис. 72).

   Реи принимают названия в зависимости от принадлежности их к той или другой мачте, а также от места расположения на мачте. Названия реев на различных мачтах, считая их снизу вверх, следующие: на фок-мачте — фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей; на грот-мачте — грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей; на бизань-мачте — бегин-рей, крюй-сель-рей, крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей.

   Гафель — это специальный рей, укрепленный наклонно в верхней части мачты (сзади нее) и поднимаемый вверх по мачте. На парусных судах служил для крепления верхней кромки (шка-торины) косого паруса — триселя и косой бизани (рис. 73). Пятка (внутренний конец) гафеля имеет деревянные или металлические обшитые кожей усы, придерживающие гафель около мачты и охватывающие ее наподобие ухвата, оба конца которого соединены между собой бейфутом. Бейфут может быть из растительного или стального троса, обшитого кожей или с надетыми на него шариками, так называемыми ракс-клотами.

Рис. 73. Гафель и гик бизань мачты: 1 — нижняя мачта; 2 — стеньга; 3 — салинг марса; 4 — топ мачты; 5 — шпор стеньги; 6 — бугель путенс-вант; 7 — эзельгофт; 8 — бизань-гик; 9 — бизань-гафель; 10 — бугель с обухом; 11 — бугель с обухами для блоков дирик-фала и эрнс-бакштагов; 12 — дирик-фал; 13 — эрнс-бакштаги; 14 — нок гафеля; 15 — обух для блока кормового флага; 16 — усы; 17 — усы с ракс-бугелем и клотами; 18 — бугель мачты; 19 — бугель для установки нагелей; 20 — бугель с обухами для топенантов бизань-гика; 21 — топенанты бизань-гика; 22 — бугель с погоном для шкотов бизань-гика; 23 — погон; 24 — шкоты для бизань-гика

   Для постановки и уборки парусов на судах с косым вооружением и косого паруса бизани гафель поднимается и опускается при помощи двух снастей бегучего такелажа — гафель-гарделя, поднимающего гафель за пятку, и дирик-фала, поднимающего гафель за нок — внешний тонкий конец.

   На судах с прямым вооружением косые паруса — трисели для уборки подтягивают к гафелю гитовыми, гафель же не опускают.

   Гики служат для растягивания нижней шкаторины косых парусов. Гик подвижно скреплен пяткой (внутренним концом) с мачтой при помощи вертлюга или усов, как и у гафеля. Внешний конец гика (нок) при поставленном парусе поддерживает пара топенант, укрепленных с одной и другой сторон гика.

 

Рис. 74. Рангоут трехдеч-ного 126-пушечного линейного корабля середины XIX в.: 1 — бушприт; 2 — утлегарь; 3 — бом-утлегарь; 4 — мартин-гик; 5 — блинда-гафели; 6 — буш-притный эзельгофт; 7 — гюйс-шток; 8 — фок-мачта; 9 — топ фок-мачты; 10 — фор-трисель-мачта; 11 — стеньги; 12 — мачтовый эзельгофт; 13 — фор-стеньга; 14 — топ фор-стеньги; 15 — фор-салинг; 16 — эзельгофт фор-стеньги; 17 — фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с фор-бом-брам-стеньгой; 1819 — топ фор-бом-брам-стеньги; 20 — клотик; 21 — фока-рей; 22 — фор-марса-лисель-спирты; 23 — фор-марса-рей; 24 — форбрам-лисель-спирты; 25 — фор-брам-рей; 26 — фор-бом-брам-рей; 27 — фор-трисель-гафель; 28 — грот-мачта; 29 — топ грот-мачты; 30 — грот-трисель-мачта; 31 — грот-марс; 32 — мачтовый эзельгофт; 33 — грот-стеньга; 34 — топ грот-стеньги; 35 — грот-салинг; 36 — эзельгофт грот-стеньги; 37 — грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38 — 39 — топ грот-бом-брам-стеньги; 40 — клотик; 41 — грота-рей; 42 — грот-марса-лисель-спиртьг 43 — грот-марса-рей; 44 — грот-брам-лисель-спирты; 45 — грот-брам-рей; 46 — грот-бом-брам-рей;47 — грот-трисель-гафель; 48 — бизань-мачта; 49 — топ бизань-мачты; 50 — бизань-трисель-мачта; 51 — крюйс-марс; 52 — мачтовый эзельгофт; 53 — крюйс-стеньга; 64 — топ крюйс-стеньги; 55 — крюйс-салинг; 56 — эзельгофт крюйс-стеньги; 57 — крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево скрюйс-бом-брам-стеньгой; 58 — 59 — топ крюйс бом-брам-стеньги; 60 — клотик; 61 — бегин-рей; 62 — крюйс-марса-рей или крюйсель-рей; 63 — крюйс-брам-рей; 64 — крюйс-бом-брам-рей; 65 — бизань-гик; 66 — бизань-гафель; 67 — кормовой флагшток

   Гафели и гики, вооруженные косым парусом на бизани, начали употребляться в русском флоте примерно со второй половины XVIII в., а в петровские времена на бизани подвешивали наклонно латинский рей для несения латинского треугольного паруса. Такой рей поднимался в наклонном положении так, что один нок (задний) был высоко задран, а другой опущен почти до самой палубы.

   После ознакомления с каждым рангоутным деревом в отдельности проще усвоить их взаимное расположение на парусном корабле (рис. 74).

 

Основные пропорции рангоутных деревьев линейных кораблей

   Длина грот-мачты определяется длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Как уже говорилось выше, длина фок-мачты 8/9. а бизань мачты 6/7 длины грот-мачты. Длина топов грот- и фок-мачт 1/6, а топа бизань-мачты 1/8 — 2/13 их длины. Наибольший диаметр мачт находится у опердека и составляет у фок- и грот-мачт 1/36, а у бизань-мачты 1/41 их длины. Наименьший диаметр находится под топом и составляет 3/5 — 3/4, а у шпора 6/7 наибольшего диаметра.

   Длина грот-стеньги равняется 3/5 длины грот-мачты, фор-стеньги — 8/9, а крюйс-стеньги 3/4 длины грот-стеньги. Длина топов стеньг составляет 1/9 всей длины стеньги. Наибольший диаметр стеньги имеют у мачтовых эзельгофтов. Для грот- и фор-стеньг он составляет 6/11 диаметра грот-мачты, а для крюйс-стеньги 5/8 диаметра бизань-мачты. Наименьший диаметр под топом — 4/5 наибольшего.

   Длина брам-стеньг, сделанных в одно дерево с бом-брам-стеньгами и их флагштоками (или топами), составляется из длины брам-стеньги, равной 1/2 своей стеньги, бом-брам-стеньги (5/7 своей брам-стеньги) и флагштока, равного 5/7 своей бом-брам-стеньги. Наибольший диаметр брам-стеньги у стень-эзельгофта — 1/36 ее длины, бом-брам-стеньги — 5/8 диаметра брам-стеньги, а наименьший диаметр флагштока — 7/12 диаметра брам-стеньги.

   Длина бушприта — 3/5 длины грот-мачты, наибольший диаметр (у фальшборта над форштевнем) равен диаметру грот-мачты или меньше его на 1/15 — 1l18. Длины утлегаря и бом-утлегаря — 5/7 длины бушприта, наибольший диаметр утлегаря — 8/19, а бом-утлегаря — 5/7 диаметра бушприта (находится на 1/3 длины от их нижних концов), а наименьший 2/3 наибольшего диаметра (у ноков).

   Длина грота-рея равна ширине корабля, умноженной на 2, плюс 1/10 ширины. Общая длина обоих ноков 1/10, а наибольший диаметр — 1/54 длины рея. Длина грот-марса-рея 5/7 грота-рея, но-ка — 2/9, а наибольший диаметр — 1/57 длины грот-марса-рея. Длина грот-брам-рея 9/14 грот-марса-рея, нока — 1/9 и наибольший диаметр — 1/60 этого рея. Все размеры фока-рея и фор-марса-рея составляют 7/8 величины грота и грот-марса-рея. Бегин-рей равен грот-марса-рею, но длина его обоих ноков — 1/10 длины рея, крюйсель-рей равен грот-брам-рею, но длина его обоих ноков — 2/9 длины рея, а крюйс-брам-рей равен 2/3 грот-брам-рея. Все бом-брам-реи равны 2/3 своих брам-реев. Блинда-рей равен фор-марса-рею. Наибольший диаметр реев — на их середине. Реи от середины к каждому концу разделяются на четыре части: на первой части от середины толщина их составляет 30/31 на второй — 7/8, на третьей — 7/10 и в конце — 3/7 наибольшего диаметра. Бизань-гик равен длине и толщине фор- и грот-марса-рея. Его наибольший диаметр — над гакабортом. Бизань-гафель длиной 2/3 и толщиной 6/7 гика, его наибольший диаметр у пятки. Длина мартин-гиков 3/7, а толщина 2/3 утлегаря (их было до второй четверти XIX в. два).

   Грот-марс имеет длину 1/4 длины грот-стеньги, а ширину 1/2 ширины корабля. Фор-марс равняется 8/9, а крюйс-марс 3/4 грот-марса. Грот-салинг имеет лонга-салинги в 1/9 длины его стеньги, а краспицы — 9/16 ширины марса. Фор-салинг равняется 8/9, а крюйс-салинг — 3/4 грот-салинга.

 

По материалам книги Целовальникова А.С. Справочник судомоделиста, изд-во ДОСААФ СССР, 1983 г.

Категория: Парусное вооружение | Добавил: MarkIiIs (15.01.2016)
Просмотров: 7260 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Музыка

Интересное кино



Поиск



Copyright MyCorp © 2024   Используются технологии uCoz