Классификация и детали корабельных парусов
Парусами называют соединенные полотнища парусины, которые воспринимают давление ветра и используют для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением корабля. Под парусностью понимают как общую площадь всех парусов, так и типы парусов, которые несет данное судно или шлюпка (латинские, прямые, штормовые и т. д.). Различают носовую парусность, та площадь парусов, которые находятся к носу от вертикальной оси вращения корабля, и кормовую - площадь парусов, которые располагаются в корме от этой оси. Эти термины применяют при исследовании воздействия, которое оказывают соответствующие паруса на рыскание и поворотливость корабля.
Классификация парусов
Паруса разделяют в зависимости от их формы и места крепления.
По форме различают прямоугольные, трапециевидные и треугольные паруса.
В зависимости от места крепления:
- паруса верхний край, которых крепится на рее;
- паруса одна из сторон, которых крепится на мачте;
- паруса, у которых одна из сторон крепится на тросе.
Кроме этого, все паруса можно разделить на прямые и косые - первые ставят поперек, а вторые вдоль диаметральной плоскости судна. Косые паруса делят на латинские, гафельные, кливера и стаксели.
Прямые паруса
Прямые паруса имеют четырехугольную - прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к рею. Нижняя сторона, обычно несколько изогнута к верху, с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащему рею или палубе корабля. Прямые паруса легко крепить и ставить, несложно делить на меньшие. Они широко распространены, но лавировать судну с ними крайне неудобно, так как наименьший (эффективный) угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью носовой части судна равен примерно 67 градусов. Суда с такими парусами - пятимачтовое судно «Royal Clipper», четырехмачтовый барк «Крузенштерн». В зависимости от рея, к которому прикреплен парус, различают: фок, фор-марсели (нижний и верхний), фор-брамсели (нижний и верхний), грот-брамсели (нижний и верхний) и грот-бом-брамсель; бизань, крюйсели (нижний и верхний), крюйс-брамсели (нижний и верхний) и крюйс-бом-брамсель. (рис. 1)
Рис.1 Комплект парусов судна XIX-XX веков: 1 - фор-стеньга-стаксель; 2 - средний кливер; 3 - кливер; 4 - бом-кливер; 5 - фок; 6 - нижний фор-марсель; 7 - верхний фор-марсель; 8 - нижний фор - брамсель; 9 - верхний фор-брамсель; 10 - фор-бом-брамсель; 11 - фор-трюмсель; 12 - грот; 13 - нижний грот-брамсель; 14 - верхний грот-марсель; 15 - нижний грот-брамсель; 16 - верхний грот-брамсель; 17 - грот-бом-брамсель; 18 - грот-трюмсель; 19 - грот-мунсель (небольшой парус, который применялся на больших парусных судах); 20 - бизань; 21 - нижний крюйсель; 22 - верхний крюйсель; 23 - нижний крюйс-брамсель; 24 - верхний крюйс-брамсель; 25 - крюйс-бом-брамсель; 26 - крюйс-трюмсель; 27 - контр-бизань; 28 - фор-ундер-лисель; 29 - фор-марса-лисель; 30 - фор-брам-лисель; 31 - фор-бом-брам-лисель;
Прямые паруса раньше устанавливали и на блинда-стеньге (бом-блинда-бовен), а также на блинда- и бом-блинда-реях (блинд под бушпритом и бом-блинд под утлегарем). Особенностью их были сделанные два или три отверстия для стока воды, попадавшей на парус. Фок, грот и бизань называют нижними, или штормовыми парусами, остальные же - марсели, брамсели и бом-брамсели - верхними. (рис. 2)
Рис.2 Комплект прямых парусов: I - обычный с одним марселем: 1- грот, 2 - марсель, 3 - брамсель, 4 - верхний брамсель; II - с нижним и верхним марселями: 1 - грот, 2 - нижний марсель, 3 - верхний марсель, 4 - нижний марсель, 5 - верхний брамсель, 6 - бом-брамсель;
Латинские паруса
Латинские паруса это паруса треугольной формы, привязывают к рею длинной стороной; в диаметральной плоскости судна, по направлению к корме, их растягивают при помощи шкота. Латинские паруса относятся к косым. Они позволяют судну идти под углом 20 градусов относительно курса судна и направления ветра. Латинские паруса называют в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а именно: латинские фок, грот и бизань. Наибольший парус, применявшийся на галерах, назывался «bastardo», средний - «borda», самый меньший «marabotto». Каждый из парусов ставили в зависимости от силы ветра. При непогоде на «фортуна-рее» поднимали прямой - штормовой парус.
Рис. 3 Латинские паруса: а) галеры: б) бизань французского типа: в) бизань английского типа.
До конца XVIII века на судах с прямыми парусами бизань-мачта несла латинскую бизань. Уже с середины XVIII века начали применять бизани двух форм: традиционной треугольной (так называемая бизань французского типа) и трапециевидной, закрепленной своей верхней стороной на рее, а передней, вертикальной, - на мачте (бизань английского типа). Бизань этой формы была похожа на гафельный парус - трисель. (рис. 3).
Гафельные паруса
Гафельные паруса имеют трапециевидную форму и разделяются на собственно гафельные паруса (трисели), галф-топсели, люгерные или рейковые и шпринтовые. Трисель имеет форму неправильной трапеции, который своим верхним краем прикреплен к гафелю бизани, нижним краем к бизань-гику и вертикальной стороной к мачте или трисель-мачте. Галф-топсель - треугольный парус, который своей нижней стороной крепится к гафелю бизани, а вертикальной стороной - к стеньге. Трисели ставят на бизань-мачтах судов с прямыми парусами и на всех мачтах гафельной шхуны. На тендерах трисель и галф-топсель в настоящее время заменен одним треугольным парусом, вертикальная сторона которого ходит вдоль мачты по специальному пазу или погону, а нижняя крепится к гику. В Великобритании его назвали бермудским.
Рис. 4 Гафельные паруса: а) трисель и галф-топсель; б) бермудский; в) люгерный или "третьяк"; г) "четвертак"; д) шпринтовый парус: е) трисель; ж) трисель со свободной нижней шкаториной; з) билландер; и) гуари; к) спинакер.
Люгерные или рейковые паруса представляют собой разновидность гафельных: верхняя сторона их крепится к маленькому рейку, фал которого закреплен на треть длины рейка, считая от переднего нока. Их так и называют «третьяки». Передний нижний угол паруса натягивают по направлению к носу, а задний - по направлению к корме. Есть и «четвертак». Так называют люгерный парус, передний нижний угол которого крепится вблизи мачты, а фал - на одной четверти длины рейка, считая от переднего нока. Шпринтовые паруса - это четырехугольные паруса с острым задним ноковым углом, который растягивается диагонально поставленным штоком - шпринтовом. Нижний конец шпринтова упирается в стропку на мачте, а верхний - в задний ноковый угол паруса. Раньше гафельные паруса делились на гафельные паруса с гафелем и гиком (бригантина); гафельные паруса без гика; шпринтовые паруса, аналогичные вышеприведенным, называвшиеся «livarda» - по названию шпринтова; люгерные паруса, идентичные «третьякам», и билландеры, также похожи на «третьяки». Билландер был главным парусом судов, которые англичане и голландцы использовали в качестве торговых. Это были двухмачтовые суда с парусом очень длинной трапециевидной формы, который висел на небольшом рее. К косым парусам относятся треугольные паруса: гуари и большие сферические спинакеры, устанавливаемые на носу при помощи выстрела - спинакер-гика - и используемые при попутном ветре. Этот парус считается дополнительный. (рис. 4).
Стаксели
Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. stag - штаг, segel - парус). Стаксели, находящиеся между фок- и грот-мачтами, разделяют на следующие: грота-стаксель (применяется крайне редко), грот-стень-стаксель (называют «угольным», так дым от камбузной трубы загрязнял его), грот-брам-стаксель и грот-бом-брам-стаксель. Между грот- и бизань-мачтами ставили апсель, или «бизань стаксель»; крюйс-стень-стаксель; крюйс-брам-стаксель и крюйс-бом-брам-стаксель (рис. 5). Раньше различали следующие стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, «второй» или «малый» грот-стень-стаксель (мидель-стаксель); грот-брам-стаксель, крюйс-стаксель или «крюйс-кливер»; крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стаксель и «второй» крюйс-брам-стаксель (использовали редко).
Рис. 5 Стаксели: 1- грота-стаксель; 2)- грот-стень-стаксель; 3)- мидель-стаксель; 4)- грот-брам-стаксель; 5)- грот-бом-брам-стаксель; б)- апсель; 7- крюйс-стень-стаксель; 8)- крюйс брам-стаксель; 9)- крюйс-бом-брам-стаксель:
Кливера
Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII веке.
Современные парусные суда, которые имеют длинный утлегарь, могут нести следующие кливера: на фока-штаге - штормовой фор-стеньги-стаксель или фор-стаксель (поднимаются во время шторма; в XVIII веке в этих случаях ставился двойной парус или «штормовой кливер»); на фор-стень-штаге - фор-стеньги-стаксель; на леерах - средний кливер, кливер или бом-кливер. Иногда применяют еще и шестой кливер, который ходит по фор-бом-брам-штагу. При небольшом утлегаре парусные суда несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, средний кливер и бом-кливер (рис. 6 б). На тендерах и яхтах ставят особый кливер, нижний край которого имеет значительную длину. Такой кливер называют «Генуя» (генуэзский стаксель). Военные суда, как правило имели четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, или «малый кливер»; средний кливер, кливер, или «второй кливер», или «фальш-кливер»; бом-кливер, или «третий кливер».
Рис.6. Бонеты: а) - штормового паруса; б) - бизани.
Добавочные паруса
Паруса, которые добавляют к основным прямым парусам судна, чтобы увеличить скорость при слабом ветре, называют добавочными. К ним относятся: трапециевидные лисели и брам-лисели, которые ставят по бокам марселей и брамселей, треугольные или четырехугольные ундер-лисели, которые ставят по бокам фока и грота (рис. 7 или 8).
Ранее добавочными называли и парусину, которую крепили к прямым парусам с боков, а иногда и снизу. Это - лисели или бонеты. Различали: фока- и грота-бонеты (ундер-лисели), фор- и грот-марса-бонеты, фор- и грот-брам-бонеты. Иногда бонеты или лисели ставили и у бизани и крюйселя. В течение XIV-XVI веков бонеты крепили снизу непосредственно к нижним парусам, в том числе и к латинской бизани. С введением рифов они вышли из обихода (рис. 6).
Рис. 7. Корабль с основными и добавочными парусами, начало XIX века: 1) ундер-лисель; 2) марса-лисель; 3)- брам-лисель; 4)ундер-лисель-спирт; 5)лисель-реи; 6)лисель-спирты.
Штормовые паруса
Рис. 8 Добавочные паруса судна XIX века: 1) ундер-лисель; 2)- марса-лисель; 3) брам-
лисель; 4) ундер-лисель-спирт; 5)- марса-лисель-спирт: 6) брам-лисель-спирт: 7) ундер-лисель-рей; 8) марса-лисель-рей; 9) брам-лисель-рей:
В штормовых условиях обычно уменьшают площадь парусов в соответствии с силой ветра. К штормовым парусам относят фор-стеньги-стаксель, штормовой фор-стеньги-стаксель, нижние марсели, зарифленный грот, грот-стень-стаксель и зарифленную бизань.
Детали парусов
Детали прямых парусов
Рис.9 Детали прямых парусов: а) - нижний (штормовой); б) - марсель: 1 парусина после взятия рифов: 2) подшивка: 3) верхняя шкаторина: 4 боковые шкаторины; 5) нижняя шкаторина: 6) "ноковыи изгиб"; 7) шкотовый угоп; 8) пиктрос: 9) боуты; 10) парусина, которая убирается при взятии соответствующего рифа: 11) риф-банты; 12) риф-сезни; 13) ноковыи кренгельс; 14) "кость"; 15) риф- кренгельс для штык-болта; 16) кренгельс риф-талей; 17) кренгельс для шпрюйта булиня; 18) стоппат:
Паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом. Расстояние между швами составляет 2-3 см. Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной или «головой», боковые вертикальные края - боковыми шкаторинами и нижний край - нижней шкаториной, или «подошвой» (рис. 9).
Рис. 10 Типы шкотовых углов: а) с кренгельсом и бензелем; б) с кренгельсом и стропом; в) с рымом; г) с "очками";
Верхние углы паруса называют ноковыми, нижние - шкотовыми. (рис. 10). Для укрепления паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если - наискосок, то - боутами. Шкотовые и ноковые углы и ликтрос дополнительно обшивают кожей. Рифам называют горизонтальный ряд завязок - риф-сезней, продетых сквозь парус, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь. При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают, и получившейся рулон обвязывают риф-сезнями. Такой прием взятия рифов сохранился и до наших дней.
Рис.11. Крепление прямого паруса к рею: а) - крепление верхней шкаторины: 1) рей; 2) верхняя шкаторина паруса; 3) леер рея; 4) люверсы; 5) бензели; б) - крепление кренгельса нокового угла;
По верхней шкаторине паруса проходят люверсы, через которые продевают небольшие отрезки линя - реванты, служащие для крепления паруса к лееру рея. (рис. 11) Парус накладывается на рей и крепится небольшими кончиками, так называемыми обносными сезнями, которые подвязаны к лееру рея. Рубашку уложенного паруса закрепляют треугольным куском парусины, подвязанным к середине рея.
Старинные паруса
Детали старинных парусов имели такие же отличительные признаки и те же обозначения, что и детали современных парусов. Так, на прямом парусе различали: полотнища или верхнюю шкаторину, «стороны» (боковые шкаторины), «ноги» (нижнюю шкаторину), шкотовые и ноковые углы. Имелись «головной», «боковые» и «ножной» ликтросы. Для подкрепления паруса на него нашивали боуты, стоплаты, риф-банты с риф-гатами для риф-сезней и др.
Детали паруса
Рис. 12 Детали парусов судна XVII - XVIII веков: I - нижний парус или штормовой; II - марсель; III - брамсель; 1 - ликтросы верхней шкаторины; 2 - ликтросы боковых шкаторин; 3 - риф-крен-гельсы; 4 - риф-сезни; 5 - парусина соответствующего рифа; 6 - реванты; 7 - риф - банты; 8 - риф-гаты; 9 - боуты кренгельсов; 10 - подшивка; 11 - стоплат; 12 - реванты нокового угла; 13 - верхняя шкаторина; 14 - боковые шкаторины; 15 - ликтрос нижней шкаторины; 16 - кренгельс шпрюйта булиня; (рис. 12)
Полное парусное вооружение трехмачтового судна XVII - XVIII веков
Рис.13 Полное парусное вооружение трехмачтового судна XVII - XVIII веков: 1 - грот; 2 - фок; 3 - марсели (грот-марсель, фор-марсель или крюйсель); 4 - брамсель; 5 - бом-брам-сель; 6 - блинд или бом-блинд; 7 - бизань; 8 - марса-лисель; 9 - грота-стаксель; 10 - грот-стеньги-стаксель; 11 - брам-лисель; 12 - ундер - лисель; 13 - фор-стеньги-стаксель; 14 - бом-кливер; 15 - кливер; 16 - средний кливер; (рис. 13).
Вооружение прямых парусов на судне XVIII - начало XIX веков (рис. 14)
Рис. 14 Вооружение прямых парусов на судне XVIII - начало XIX веков
Рис. 15 Крепление верхней шкаторины прямого паруса к рею на судах XVII - XVIII веков: 1 - ревант; 2 - парус; 3 - бант у верхней шкаторины; 4 - рей; 5 – люверсы.
Парус крепился непосредственно к рею при помощи ревантов, которые проходили через люверсы верхней шкаторины. На реванте, для того чтобы он не выскочил из люверса, делались два узла. Аналогичным образом в риф-гатах крепили риф-сезни. Шлаги накладывали в противоположных направлениях и затем связывали их концы вместе. (рис. 15)
Детали латинских парусов
Латинские паруса шьются из полотнища парусины, и имеют подогнутые кромки обшитые ликтросом. Шкаторина паруса, которая крепится к рею называется косой, кормовая - задней и последняя - нижней (рис. 16)
Детали кливера
Рис. 16 Детали кливера: 1 - полотнище; 2 - подшивка; 3 - ликтрос; 4 - боуты; 5 - передняя шкаторина; 6 - задняя шкаторина; 7 - нижняя шкаторина; 8 - галсовый угол; 9 - ноковый угол; 10 - шкотовый угол; 11 - люверсы для крепления раксов; 12 - кренгельсы;
Верхний угол паруса называется фаловым, нижний передний - галсовым, а нижний задний - шкотовым. Также называются детали стакселей и кливеров. (рис. 17).
Рис.17. Крепление латинских парусов
Латинские паруса крепятся на реях при помощи бегущего конца - слаблиня, который проходит через люверсы паруса и вокруг рея с затяжкой петель особым узлом. (рис. 18)
Детали гафельных парусов
Гафельные паруса также сшиты из полотнищ парусины и имеют подогнутые кромки по периметру. Обшиваются ликтросом с соответствующими рифами, кренгельсами, бантами и боутами. Шкаторину, которая крепится к гафелю, называют верхней или косой, шкаторина, которая крепится к мачте, называют передней (стоячей), задней (шкотовой) и последней (нижней). Гафельный парус присоединяется к мачте при помощи деревянных или железных обручей - сегарсов. (рис. 19)
Детали триселя
Рис. 18 Детали триселя: 1 - полотнище; 2 - боут; 3 - ликтрос; 4 - парусина соответствующего рифа; 5 - риф-банты; 6 - шкотовые риф-кренгельсы; 7 - галсовые риф-кренгельсы; 8 - верхняя шкаторина; 9 - задняя шкаторина; 10 - передняя шкаторина; 11 - нижняя шкаторина; 12 - нок-бензельный угол; 13 - шкотовый угол; 14 - галсовый угол; 15 - верхний галсовый угол; 16 - люверсы для слаблиня;
Парусина для изготовления парусов
Паруса шьют из льняных, пеньковых или хлопчатобумажных тканей. У последних только поперечные нити хлопчатобумажные, продольные (основа) - пеньковые. Насчитывается пять разновидностей таких тканей: «катун» (для парусов шебек и малых судов), двойной «катун» для марселей и судовых тентов, обычный «катун» для шлюпок, простой «катун» для шебек и «катун» с маленькими белыми и синими квадратами для палаток и занавесей. Иногда применялась парусина «мелистух». Ее изготовляли в Бофорте и Ожерсе в департаментах Майени и Луаре. Существовало два сорта ткани: тонкая и более легкая шла для брамселей, стакселей и кливеров, а более грубая и прочная - для марселей, нижних стакселей и т. п. Парусина всегда имела светло-серый цвет. Для шитья парусов используют специальные парусные нитки.
По материалам книги О.Курти Постройка моделей судов, из-во Судостроение, Ленинград, 1977 г.
|