Фехтование зародилось в глубокой древности. В античный и
раннесредневековый период умение владеть холодным оружием считалось основным
компонентом подготовки воина. На средневековых гравюрах встречаются изображения
индивидуального обучения фехтованию под команду и учебные поединки в
специальных залах. Обучение фехтованию велось на боевом оружии, но постепенно
появляются облегченные и более безопасные образцы тренировочного оружия. В
15-16 веках в учебных целях стала применяться рапира как облегченное оружие,
подобие боевой шпаги.
Отдельного упоминания
заслуживают школы фехтования Китая и Японии. Об этом вы можете прочитать на
нашем сайте.
В 17-18 веках в
Европе доминирует итальянская школа фехтования. Итальянские фехтмейстеры
разработали оригинальные методы и технику фехтования. В 1610 году в Италии
появляется рукоятка для рапиры с поперечником, которая сохранилась до наших
дней и называется итальянской.
Именно итальянцы первыми создали принцип «убивать остриём, а
не лезвием». В качестве второго оружия часто использовались кинжал или дага. Но
могли использовать как кулачный щит, так и плащ, а опытные фехтовальщики умели
фехтовать двумя шпагами одновременно.
Испанская школа в отличие от прочих региональных школ фехтования шпагой
(фактически сохранившихся лишь в виде театрально-сценического фехтования)
относительно успешно пережила соперничество с французской школой фехтования,
перейдя в Филиппинские Боевые Искусства — в Арнис, Эскрима и Кали, где до сих пор
широко преподаётся и носит испанское название исп. espada y daga (эспада и
дага), с той разницей, что в филиппинском варианте вместо шпаги и даги
используются мачете и нож.
Несколько позже
развилась французская школа классического фехтования. В 1633 году французский
мастер Беннар Ренне в своей книге изложил основы техники фехтования, очень
близкой к современной. Он описал боевую стойку, салют, передвижения, выпад и
вольты, соединения и переводы. Все защиты Ренне подразделил на прямые,
полукруговые и уступающие. В конце 17 века в Париже корпорацией преподавателей
фехтования была организована фехтовальная академия.
В Германии было
распространено «мензурное» фехтование — дуэль на шлегерах с остро отточенными
концами. На лицо фехтовальщика надевали очки с металлической сеткой. Противники
в поединке наносили друг другу режущие удары по лицу. «Мензурное» фехтование
длительный период времени было широко распространено среди молодежи, особенно в
студенческих корпорациях, а шрам на лице считался непременным украшением
студента.
Характерной особенностью является относительное обилие
рубящих и режущих ударов. В качестве вспомогательного оружия рейтарами часто
применялся тяжёлый кавалерийский пистолет (длиной чуть менее метра) с тяжёлым
окованным навершием-противовесом, которым, удерживая за ствол, наносили удары,
как дубинкой. Кроме того, в Баварии были популярны шпаги, одновременно
являющиеся полуторными мечами, которыми можно нанести тяжёлый рубящий удар
двумя руками, подхватив шпагу за «яблоко».
Для английской школы фехтования характерно, в качестве вспомогательного оружия применять как малый
щит-кастет (именуемый баклер), так и кинжал или дага (в английском языке это одно и
тоже слово англ. dagger).
В конце 17 века
французы укоротили шпагу и изобрели «фиоретти», или рапиру с защитным острием в
виде бутона цветка (мушки). С этого времени стало развиваться фехтование
преимущественно оружием. Одновременно возникает расхождение между французской
(более прогрессивной) и итальянской (более консервативной) школами фехтования.
18 век стал периодом
окончательного становления профессиональной французской школы классического
фехтования. Французы отказались от рубящих ударов, включили восемь позиций и
перенос (купе), использовали атаки с действием на оружие, разработали тактику
боя и создали ряд учебных пособий. Французская школа фехтования на рапирах и
шпагах завоевывает главенствующую роль во всех европейских странах.
Именна эта школа породила укороченый гранёный клинок и,
постепенно вытеснив все другие школы фехтования, послужила основой для современного
спортивного фехтования. Изначально франзцузская шпага имела лезвия и большую
длину, но облегчение шпаги сначала за счёт укорочения, а затем и потери лезвий,
позволило фехтовать быстрее, чем противник с длинным, но тяжёлым клинком.
В 1776 году француз Ля Буасье изобрел фехтовальную маску.
Она устранила возможность ранения лица и создала условия для дальнейшего
развития техники и тактики учебного фехтования. Позднее фехтование в большей
мере стало носить педагогическую направленность как средство для развития
духовных и физических качеств. Фехтование вводится и преподается как
обязательный предмет в военных учебных заведениях, университетах и гимназиях
многих европейских стран. В 19 веке начинают развиваться соревновательные формы
фехтования, спортивные турниры и международные турниры, прежде всего между
французами и итальянцами.
В начале 19 века
французы усовершенствовали технику владения легким оружием. Несмотря на прогрессивность
французской школы фехтования, в ней до 20 века сохранился ряд недочетов. Так,
французкие учителя фехтования рекомендовали боевую стойку с отклонением
туловища назад и перенесением тяжести тела на левую ногу, прямое положение
туловища на выпаде, поднимание кисти вооруженной руки для смягчения силы укола.
Итальянская школа фехтования в 19 веке переняла некоторые положительные стороны
от французов, но также имела ряд недостатков. К ним относились: излишне
выпрямленная вооруженная рука на рапире и шпаге, чрезвычайно широкая боевая
стойка и короткий выпад. В России же фехтование появляется в начале ХVIII века, когда Петр I ввел в армии обязательное изучение приемов штыкового боя и, кроме того, сделал фехтование на шпагах обязательным для придворных. В это время для русского дворянства фехтование стало считаться одним из основных средств физического воспитания. В скором времени фехтование стало появляться в качестве обязательного предмета во многих учебных заведениях. Например, в 1755 году при МГУ была открыта гимназия, в учебных планах которой фехтование занимало весьма достойное место (4 часа в неделю), а по итогам года по этому предмету даже проводились публичные экзамены. Однако долгое время фехтование культивировалось лишь в армии и в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге. Лишь во второй половине XIX века оно стало развиваться и в других городах России. В это же время (в 1860 году) состоялся и первый официальный чемпионат России по фехтованию. Его участниками были армейские офицеры и несколько учеников частных фехтовальных школ.
Первые учителя фехтования в России.
Одним из первых учителей фехтования в России был француз мэтр де Фревиль. Франция в то время была лидером в развитии этого искусства. В России де Фревиль начал давать частные уроки и тем самым привлёк внимание придворных и влиятельных лиц. В 1760 г. он был приглашён обучать фехтованию великого графа Павла Петровича – будущего императора России, для которого специально написал небольшой учебник. Позднее мэтр де Фревиль преподавал фехтование в кадетском корпусе. Самым способным учеником де Фревиля был Бальтазар Фишер, впоследствии заменивший своего учителя на этом посту. В 1790 г. в России выходит первая книга по фехтованию Б. Фишера, написанная на двух языках: левые страницы – по-французски, правые – по-русски. Книга называлась "Искусство фехтовать во всем его пространстве" и была посвящена цесаревичу Павлу Петровичу. Книга была иллюстрирована отличными французскими гравюрами. В ней была описана методика обучения, тактические и технические приёмы, присущие французской школе фехтования. Фишер проработал в России более 30 лет. В его школе в 1778 году проводились первые в России открытые соревнования по фехтованию. "В каждое первое воскресенье всякого месяца имеет быть в зале Фишера собрание (соревнование), коего первое будет сего августа 19 дня, где охотники искусства своё показывать будут. Желающие быть зрителями через сие почётно к тому приглашаются".
В 1817 году в количестве 200 экземпляров, также на двух языках, было напечатано сочинение Александра Вальвиля "Рассуждение об искусстве владеть шпагою". А. Вальвиль много путешествовал, владел различными видами оружия, был знаком со многими школами фехтования (английской, венгерской, итальянской, французской, немецкой). Свой труд мэтр А. Вальвиль создавал 22 года. "Моя книга – плод долговременных трудов", – так пишет сам француз. Книга написана в обращении к императору Александру I .Издание иллюстрировано 24 гравюрами. В книге подробно описаны: фехтовальная стойка, передвижения, выпады, всевозможные фехтовальные приёмы. Вальвиль пишет, что "ныне употребляемая шпага, которую Фридрих Великий дал своим войскам, и которую теперь носят все русские офицеры – есть ужаснейшее холодное оружие после штыка, потому что соединяет острие трехгранной шпаги и лезвие сабли".
В последней главе своей книги А. Вальвиль подробно описывает план фехтовального зала и даёт советы, как лучше организовать работу учителей. Он настаивает на ежедневных занятиях фехтованием и предлагает в конце каждого года учителям проводить турнир между лучшими учениками полков в присутствии Государя Императора. "Таким образом, появится много хороших фехтмейстеров, а через несколько лет все кавалерийские Дивизии Армии можно будет снабдить фехтовальными учителями". Многие проекты А.Вальвиля впоследствии были реализованы.
А.Вальвиль прибыл в Россию в конце XVIII века в возрасте 30 лет. В Петербурге он давал частные уроки и занимался постановкой батальных сцен в Александрийском театре, которые имели небывалый успех. Благодаря завоёванной репутации, он был назначен мэтром в императорский лицей в Царском селе, где преподавал фехтование с 1812 г. по 1824 г. Фехтованию в лицее обучались два раза в неделю. По воспоминаниям М. Корфа, учившегося в лицее вместе с А. Пушкиным, Вальвиль был очень любим своими учениками, а Александр Пушкин был одним из лучших его учеников.
В марте 1818 года военное ведомство учредило должность главного фехтовального учителя гвардии. Форма для учителя была разработана специально и выглядела даже по тем временам шикарно: воротник мундира обшит серебряным шнурком, сапоги со шпорами, на серебряных эполетах изображены две шпаги и сверху гвардейский орел. На эту должность назначили Вальвиля, дав солидное жалованье – 3000 рублей в год и присвоив высокий чин.
В начале 1840-х годов Вальвиль, оставив службу, вернулся во Францию. А.С.Пушкин после окончания лицея брал уроки фехтования у известного французского мэтра Огюстена Гризье. Молодой Гризье приехал в Россию в 1824 году в возрасте 23 лет. Как и подобает французу, он блестяще владел искусством фехтования, был интересным собеседником и прекрасным рассказчиком. Обладая свободолюбивыми идеями, он быстро сблизился с передовой молодёжью России, в том числе и с декабристами. Гризье лично знал декабриста Ивана Анненкова и его жену Полину Гебль. Позднее А. Дюма (сын) воспользуется рассказами Гризье при написании романа, известного в России под названием "Учитель фехтования". У Дюма упоминаются имена Трубецкого, Муравьёва, а юный герой Алексей Ванников не кто иной, как Иван Анненков. В 1840 году в Париже и Брюсселе этот роман был опубликован. Но в России при императорском режиме он был запрещён и переведён на русский язык лишь в 1925 году.
Гризье преподавал фехтование в Высшей инженерной школе Петербурга и давал частные уроки, в основном аристократам. Он популяризировал фехтование как спортивную дисциплину, организовав в Петербурге показательные бои. В России он начал писать книгу по методике обучения фехтованию, используя свой педагогический и жизненный опыт, но закончил и опубликовал её, только вернувшись во Францию.
В большинстве
европейских стран в 18-20 веках фехтование стало средством боевой подготовки
регулярных войск. В пехоте получили распространение разнообразные колющие и
рубящие штыки, сабли и легкие шпаги, в кавалерии — пики, сабли и тяжелые
палаши. В России «рапирная наука» была введена в дворянских военно-учебных
заведениях по указу Петра I в 1701 году. Первые открытые соревнования по
фехтованию в России были проведены 1778 году в школе Фишера. В 1908 году в
Петербурге была открыта Главная гимнастическо-фехтовальная школа, которая
готовила преподавателей фехтования.
В настоящее время в
мире распространены следующие виды фехтования: спортивное, национальное,
спортивно-прикладное, сценическое.
Терминология фехтовального искусства, наиболее часто употребляемая:
1. Ангард - позиция, удобная для боя. 2. Встать в меру - то есть продвинуться к противнику, чтобы достать его клинок концом своего клинка. 3. Выйти из меры - из такой позиции отступить назад. 4. Кварт левый (или внутренний) - удар, наносимый с левой стороны шпаги или рапиры противника, при этом кисть собственной руки должна быть повернута локтями вверх. 5. Кварт правый (или наружный) - тоже, но с правой стороны. 6. Терс - удар, наносимый с правой стороны рапиры противника, кисть руки при этом повернута ногтями вниз. 7. Секунд - при соединении рапир правыми сторонами, фехтующие колют один другого из-под руки, держа кисть ногтями вниз. 8. Октав - в том же положении рапир или шпаг колют под руку, не выворачивая кисть. 9. Фланконад - удар, наносимый, когда рапиры соединены левыми сторонами и противник держит руку высоко поднятой. В этом случае, взяв сильной частью своего клинка (то есть ближней к эфесу) слабую часть рапиры противника (то есть ближнюю к острию), колют его в бок, направив удар под руку, не выворачивая кисть. 10. Кварт нижний - этот удар наносится при соединении рапир левыми сторонами, когда противник держит руку поднятой, открывая нижнюю часть своего корпуса. Колют прямо в грудь, вдоль правой руки противника. 11. Прим - наносится с левой стороны. Кисть руки направлена ногтями вниз. Этот удар употребляется редко, потому что, если вы выдержите парад противника и не выроните при этом клинка, то положение руки останется невыгодным при обороне. 12. Финт - обманное двойное движение, при котором имитируется удар, направленный в одну сторону, а наносится в другую. 13. Ангаже - клинок переносится на другую сторону клинка противника, при этом сильной частью собственного клинка касаются слабой части его клинка. 14. Аппель (или темпе) - вызвать противника на удар, то есть спровоцировать к нападению или рефлекторному движению. 15. Аттаке - быстрым движением рапиры заставить противника закрыться. 16. Купе - скольжение по клинку 17. Купе-отсечь - перенести скольжением свой клинок на другую сторону клинка противника через острие. 18. Ассо - битва, схватка. 19. Репри (или ремиз) - возобновленный удар, необязательно тот же. 20. Вольт - защита от наносимого удара движением. 21. Кроазе - выбивание шпаги противника вскользь, мгновенным ударом по ее слабой части. 22. Батман - удар по клинку. 23. Рипост - ответный удар или ответный укол после парирования или ухода движением с линии удара противника.
|